Что делать если дети ревнуют друг к другу (советы Милтона Эриксона).
Многие семьи сталкиваются с тем, что при рождении второго ребенка первенец болезненно реагирует на это событие (ревнует, обижается). Некоторые родители импульсивно стараются уделять больше внимания старшему ребенку (холить его, лелеять). Но это часто приводит к обратному эффекту - старший ребенок регрессирует и утрачивает навыки взрослости и самостоятельности, освоенные к этому возрасту.
Как быть в такой ситуации?
Далее вы узнаете точку зрения Милтона Эриксона (известного гипнотерапевта и отца четырех детей) на воспитание детей. А потом мы сравним его мнение с опытом воспитания детей в крестьянских семьях в России.
- В природе нет равенства. В природе существует строгая иерархия. И когда родители подчеркивают равное отношение к разновозрастным детям, они отрицают реальность. Разновозрастные дети по определению уже не равны, они разные.
- Своими действиями и словами следует подчеркивать превосходство старшего ребенка. Он старше, поэтому отношение к нему другое. Другое место в семейной иерархии. Превосходство, которое подчеркивается – «слушайся старшего брата», «как старший брат скажет». К мнению старшего больше прислушиваются или даже спрашивают его точку зрения, в том числе, по поводу воспитания младшего. Нужно подчеркивать его авторитет и превосходство над младшим (младшими).
- Можно поменять обращение если раньше был Ванечка, то теперь Иван.
- Старший ребенок многое потерял в плане внимания и заботы родителей с момента рождения младшего брата или сестры. Это превосходство будет компенсацией взамен утраченного внимания.
- Другой компенсацией может быть проявление уважения. Любим всех детей одинаково – но старший уже делает что-то за что его нужно уважать. Помощь родителям по дому, самостоятельные действия и т.п. – поэтому и отношение к нему другое.
- В полных семьях неравное отношение к детям проще осуществить. Мама и папа любят всех одинаково. С папой можно пойти на взрослые дела (в поход, на рыбалку, в гараж, на автомойку), а женщины и младшие дети остаются дома.
- Иерархия может быть подчеркнута местом за общим столом, наличием отдельной комнаты, или кого первым приветствует папа при возвращении с работы – сначала старшего. (вспомните как вы здороваетесь на работе или в компании - сначала с тем, кто старше или авторитетнее) .
- Имеет смысл создать у старшего ребенка чувство гордости за то, что он старше, стремление к бОльшей взрослости и самостоятельности. А у младшего уважение к старшему, подчинению его авторитету и стремление на него походить.
А вот пример, как воспитывали разновозрастных детей в крестьянских семьях в России.
Старшего уже берут на взрослые дела на работу в поле или в огороде. По возвращении его с работы глава семьи уважительно его приветствует и распоряжается, обращаясь к сестре или к матери : «Марья, подай брату воды и чистое полотенце – ОН КОСИЛ!» И пусть это будет даже игра, ну какая помощь от пятилетнего ребенка в поле, но он что-то делал как отец. То, что младшие дети сделать не могут – ОН ДОСТОИН УВАЖЕНИЯ.
|